Что такое практика ITIL, и зачем она нужна?

Что такое практика ITIL, и зачем она нужна?

Потребители ИТ-услуг ежедневно сталкиваются с проблемами, среди которых большое значение приобретают вопросы организации обработки пользовательских запросов, внедрения системы изменений при наличии корпоративных баз данных, эффективности использования IT-ресурсов и др. На их фоне возникает необходимость в контроле процессов, продуктов, решений и людей.

Первичный термин ITIL происходит от англ. «IT Infrastructure Library», что трактуется как библиотека книг, описывающих лучшие практики в сфере информационных технологий. Сегодня ITIL – особая структура, формирующая рациональное руководство по всем аспектам сквозного координирования услуг, которую применяют на практике почти все компании, оказывающие ИТ-услуги.

Зачем нужно внедрять ITIL

Освоение лучшего опыта, зафиксированного в книгах библиотеки ITIL, помогает ИТ-специалистам находить способы повышения качества оказываемого IT-сервиса. При этом соответствовать требованиям бизнеса и запросам пользователей. Компании, использующие практики ITIL, отмечают существенное сокращение затрат на ИТ (в среднем этот показатель составил порядка 10% от годового бюджета), а также рост эффективности работы других служб и компании в целом. Чтобы понять, зачем внедрять ITIL, важно понимать, в каких областях эта структура может быть задействована и принести результат:

  • Информационные технологии и стратегическое планирование
  • Интеграция ИТ и бизнес задач
  • Проведение мероприятий по оптимизации
  • Сохранение и преумножение полезных ресурсов и опыта
  • Снижение расходной части
  • Достижение баланса между такими аспектами, как цена и качество
  • Анализ эффективности функционирования компании
  • Повышение деловой репутации бизнеса за счет выстраивания крепких отношений с клиентами и партнерами
  • Управление изменениями в ИТ-инфраструктуре и бизнесе
  • Выявление резервов для успешной реализации проектов и решений

Как внедрить ITIL

Практики ITIL – это не инструмент, а своего рода, научное пособие для разработки и управления ИТ-услугами. Чтобы внедрить ITIL, не обязательно использовать различные специализированные решения. Небольшая компания вполне справится с этой задачей с помощью электронных таблиц и несложных шаблонов. Крупному и среднему бизнесу придется использовать профессиональное программное обеспечение.